Производственный контроль комплекс мероприятий направленных на соблюдение санитарно-противоэпидемических мероприятий и выполнением санитарных норм и правил с целью сохранения здоровья и жизни людей, а также предотвращения загрязнения окружающей среды.
Согласно ФЗ № 52 Юридические лица и Индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать соблюдение на рабочих местах сотрудников санитарно-эпидемиологические нормы, а также выполнять требования контролирующих органов, ведущих свою деятельность в данном направлении.
Регламентируется следующими документами:
- ФЗ № 52 от 30.03.1999
- Санитарными правилами СП
- Письмо Роспотребнадзора № 01/4801-9-32 от 13.04.2009 г.
Объекты производственного контроля определяются Санитарными правилами СП , такими объектами являются:
- Производственные и общественные помещения, сооружения и здания.
- Зоны санитарной охраны и защиты.
- Оборудование и транспорт.
- Технологические процессы и рабочие места.
- Готовая продукция, а также сырье и полуфабрикаты для ее изготовления, отходы производства и потребления.
Этапы проведения производственного контроля:
- Разработка программы производственного контроля.
- Нет единой формы программы производственного контроля, но есть ряд требований, которые необходимо соблюдать при ее разработке. Наши эксперты разработают программу конкретно под Вашу организацию с учетом всех особенностей Вашей сферы деятельности и учетом соблюдения законодательных актов.
- Проведение лабораторных исследований, оценка факторов влияния на человека и окружающую среду.
- Производственный контроль предусматривает оценку следующих факторов:
- Физические факторы (температура, давление, звуки и шумы, вибрация, радиация, электромагнитное излучение.);
- Химические факторы ( Химические вещества , смеси, в том числе некоторые вещества биологических пород — антибиотики, витамины, гормоны и т.д.)
- Биологические факторы (рабочие места, производственные помещения, сырье, особое внимание уделяется новым технологическим процессам и продукции пищевого назначения);
- Состояние здоровья всех работников организации.
- Оформление отчета, выдача протоколов испытаний и другой необходимой документации.
Ответственность за непроведение производственного контроля.
Отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является административным правонарушением по ст.6.3 КоАП РФ, за которое взымается штраф в размере:
- От 500 до 1000 рублей для должностных лиц
- От 500 до 1000 рублей или же приостановление деятельности до 90 суток для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юр. лица;
- От 10000 до 20000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.
Авторов материала нередко приглашают подготовить предприятие общественного питания к проверке соблюдения требований санитарного законодательства. Ошибки, связанные с выполнением программы производственного контроля (ППК), встречаются чаще всего. И не всем очевидно, что устранить их не составит труда, при этом затраты для среднестатистического объекта общепита будут минимальными.
Ошибка 1. Программы производственного контроля нет
Любое предприятие общественного питания — это сложная система, которая нуждается в постоянном совершенствовании. Но как понять, что улучшать, когда качество и безопасность выпускаемой продукции не контролируются?
Если руководитель не интересуется, безопасен ли выпускаемый предприятием продукт, то ему безразличен и гость, а значит, пиши пропало. А если проведению лабораторного контроля сопротивляется шеф-повар, то такого специалиста нужно увольнять как можно скорее.
Отсутствие ППК свидетельствует о том, что элементарные нормы трудового и санитарного законодательства не соблюдаются, а продукция и условия ее изготовления небезопасны. На таких объектах отравление — это дело времени.
Причины, по которым эта ошибка допускается сплошь и рядом, — санитарная безграмотность или халатность ответственных лиц конкретного предприятия общепита.
Чтобы понять масштабы проблемы в общественном питании, можно провести несложные расчеты. Для этого нужно сравнить количество предприятий общественного питания в городе N и количество договоров на проведение лабораторных исследований с аккредитованными лабораториями предприятий общественного питания, в частности с ФБУЗ этого города (во многих городах это единственная аккредитованная лаборатория).
Легко догадаться, что первая цифра будет в разы выше. А это значит, что руководство львиной доли предприятий общепита даже не подозревают, насколько опасной для гостей может быть их продукция и какие риски есть для предприятия. И когда «неожиданно» происходит отравление, приходит внеплановая проверка Роспотребнадзора, выписывается штраф, деятельность предприятия останавливается, а владелец объекта видит в этом происки конкурентов или административное давление.
Ошибка 2. ППК нужна только для того, чтобы отчитаться перед надзорными органами
Если использовать ППК только для отчета перед контролирующими органами, то вместо единственно доступного и точного инструмента самоконтроля она превратится в формальность, которая не решает свою главную задачу.
Самый частый аргумент, с которым мы сталкиваемся: «Мы еще никого не отравили!» Между тем вряд ли кем-то ведется статистика, сколько гостей уходит навсегда из-за легкой формы диареи. Высока вероятность, что клиент жаловаться в контролирующие органы не будет, но и в ваше заведение точно не вернется.
Важно!
Правильно составленная ППК и ее строгое соблюдение позволят избежать претензий со стороны трудовой инспекции в отношении условий труда и претензий Роспотребнадзора в отношении санитарного контроля. При этом вы будете иметь документальное подтверждение безопасности производства и производимой продукции.
Ошибка 3. Готовь сани летом
Как ППК, так и ХАССП необходимо начинать разрабатывать задолго до запуска объекта общепита. Это позволит не только описать производство, технологические процессы, но и заранее выявить точки контроля, увидеть ошибки и вовремя их устранить.
Тот факт, что многие составляют ППК только перед проверкой, подтверждается обилием штрафов за отсутствие результатов (протоколов) лабораторных исследований, указанных в программе производственного контроля. Ведь чтобы составить ППК, заключить договор на лабораторные исследования, сдать пробы и получить на руки результаты, потребуется время. В ночь перед проверкой это сделать невозможно.
Ошибка 4. «Хотели как лучше…»
Многие считают, что график сдачи проб и смывов, который обычно дают при заключении договора с лабораторией, — это и есть программа производственного контроля.
Без сомнения, лабораторные исследования готовой кулинарной продукции, воды, смывов — самая важная часть программы, но не единственная. Часто представленная программа производственного контроля не соответствует требованиям в части контроля за условиями труда работников. Например, в номенклатуру лабораторных исследований не включены замеры воздуха в производственных помещениях (горячий цех, заготовочный цех и др.), замеры шума.
Содержание программы производственного контроля подробно описано:
- в СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
- письме Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» (далее — письмо Роспотребнадзора № 01/4801-9-32), которым направлены примерные типовые программы проведения производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях бытового обслуживания населения.
При подготовке ППК рекомендуем также изучить:
- СанПин 1.1.2193-07 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01»;
- СанПин 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Ошибка 5. Не так страшен черт, как его малюют
Страдающий от недостатка нужных знаний и информации предприниматель редко обращается в Роспотребнадзор, а зачастую просто и не знает, как правильно обратиться за консультацией.
Обратите внимание!
В СП 1.1.1058-01 четко сказано, что органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, без взимания платы с юридических и физических лиц по их обращениям обязаны предоставить информацию о государственных санитарно-эпидемиологических правилах, гигиенических нормативах, методах и методиках контроля факторов среды обитания человека, которые должны быть в наличии на объекте, и о перечне химических веществ, биологических, физических и иных факторов, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, периодичности отбора проб и проведения лабораторных исследований и испытаний.
Поэтому мы рекомендуем согласовать с органами и учреждениями госсанэпидслужбы программу производственного контроля, порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований.
Как это сделать?
Во-первых, напишите обращение (письмо) на имя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вашего региона с приложением копий необходимых документов.
Мы рекомендуем
Сразу уточните, в течение какого времени будет рассматриваться обращение, т. е. когда поступит ответ.
Во-вторых, после получения ответа отправьте заявку в лабораторию с конкретным перечнем/периодичностью лабораторных иследований и заключите договор с аккредитованной лабораторией (например, с ближайшим ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии. ».
В-третьих, в любом надзорном органе есть часы приема посетителей — это отличная возможность задать интересующие вас вопросы. Обычно прием проводит юрист или инспектор, а в регионах часто прием ведет сам руководитель управления.
Не всем очевидно, но задача Роспотребнадзора — не оштрафовать, а обеспечить стабильную санитарно-эпидемиологическую ситуацию, соблюдение санитарного законодательства и обезопасить потребителей.
Ошибка 6. Размер не имеет значения
Многие предприниматели считают, что для таких небольших предприятий, как, например, «Кофе с собой», «Шаверма» и прочего фастфуда, программа производственного контроля и ХАССП не нужны. Это заблуждение, которое рассеивается чаще всего после первой внеплановой проверки.
И. А. Позняков,
руководитель компании «ХАССП-Ликбез»
Л. И. Познякова,
ведущий специалист компании «ХАССП-Ликбез»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2019.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представлять в территориальные органы Ростехнадзора Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности на предприятии за истекший год. Так называемый отчет о производственном контроле (ПК) должны подавать владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности.
Требования к форме представления Сведений о ПК и рекомендуемый образец отчета даны в приказе ФСЭТАН от 23 января 2014 г. № 25. Также справочные материалы по заполнению сведений, образец отчета в печатном формате (таблица MS Excel) и в формате электронного XML-документа можно скачать на официальных сайтах управлений Ростехнадзора.
За непредставление или несвоевременное представление отчета о производственном контроле до 1 апреля владельцы ОПО привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа на юридическое лицо в размере от 200 000 до 300 000 рублей, на должностное лицо – от 20 000 до 30 000 рублей.
За непредставление сведений об организации и осуществлении производственного контроля повторно с учетом выявленных несоответствий организации привлекаются к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, которая предполагает штраф на юридическое лицо в размере от 3000 до 5000 рублей, на должностное лицо – от 300 до 500 рублей.
И Ростехнадзор активно штрафует нарушителей. По информации ФСЭТАН, порядка 35% эксплуатирующих ОПО организаций на всей территории России не сдали в срок отчет о производственном контроле.
Так, еще в мае 2015 года Нижне-Волжское управление Ростехнадзора опубликовало информационное сообщение о применении санкций к подконтрольным предприятиям за непредставление отчетов по производственному контролю (http://nvol.gosnadzor.ru/news/65/360/). Ведомство привело статистику по каждому региону, в котором находятся поднадзорные ему организации (подробности можно узнать на сайте РТН).
В итоге, из 4314 зарегистрированных на территории действия Нижне-Волжского управления Ростехнадзора организаций, эксплуатирующих ОПО, 1778 предприятий не сдали Отчет о ПК. При этом в 689 компаний направлены уведомления о дате, времени и месте составления в отношении них протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 и ст.19.7 КоАП РФ.
В Астраханской области Составлен 21 протокол об административных правонарушениях, из которых:
- 2 протокола в отношении двух юридических лиц по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, каждая из организаций оштрафована на 200 000 рублей;
- 3 протокола в отношении юридических лиц по ст.19.7 КоАП РФ, материалы дела направлены в судебные органы для вынесения решений;
- 5 протоколов в отношении должностных лиц, допустивших непредставление сведений по производственному контролю – каждое должностное лицо оштрафовано на 20 000 рублей.
В Саратовской области составлено 17 протоколов об административных правонарушениях по ч.1 ст.9.1 и ст.19.7 КоАП РФ.
Аналогичное информационное сообщение опубликовано в июне 2015 на сайте Печорского управления ФСЭТАН (http://pech.gosnadzor.ru/news/65/217/). Ведомство привело перечень из 5-ти организаций, должностные лица (ответственные за производственный контроль) которых привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 20 000 рублей.
Волжско-Окское управление Ростехнадзора в июне 2015 сообщило о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении 90 поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО и не сдавших в срок до 1 апреля сведения об организации производственного контроля (http://volok.gosnadzor.ru/news/65/332/). Ведомство планирует оштрафовать по ст.19.7 КоАП РФ 68 юридических лиц и 22 должностных лица.
Дальневосточное управление Ростехнадзора в июле 2015 г. опубликовало перечень из 26-ти организаций, которые не предоставили (несвоевременно предоставили) сведения об организации производственного контроля на ОПО за 2014 год (http://dvost.gosnadzor.ru/news/65/241/). Ведомство указывает, что в эти организации направлены уведомления о составлении протоколов об административных правонарушениях, а также возбуждено 18 административных дел по ст. 19.7 и ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В отношении 12 компаний судебные органы уже вынесли административные наказания.
Другие территориальные органы ФСЭТАН пока не опубликовали подробной статистки по применению штрафных санкций к владельцам ОПО, не сдавшим отчет о ПК. Однако практически все управления Ростехнадзора в информационных сообщениях указывают непредставление (несвоевременное представление) отчета как одно из основных нарушений и повод для наложения штрафных санкций.
Кроме того, практика работы с действующими клиентами – владельцами ОПО – показывает, что многие из них уже получили так называемые «письма счастья» со штрафами. В них, как правило, содержится уведомление о дате, времени и месте составления протоколов об административном правонарушении по ч.1 ст.9.1 (накладывается минимальный штраф на должностное и юридическое лицо общей суммой 220 000 рублей) и ст.19.7 КоАП РФ.
Специалисты Ростехнадзора и экспертные организации рекомендуют заранее озадачиться формированием Отчета о производственном контроле за 2015 год. Подготовка сведений о ПК для представления в управления ФСЭТАН – трудоемкий и затратный по времени процесс. Для составления документа нужно собрать информацию по оборудованию, применяемому на ОПО; сотрудникам, работающим на ОПО; рассмотреть такие нормативно-технические акты, как: ПМЛАС, Положение о производственном контроле, сведения о проводимых экспертизах промышленной безопасности и т.д.
Срок подготовки Отчета о производственном контроле может растянуться на несколько месяцев. Как нередко бывает: какие-то документы могут отсутствовать (или истек срок их действия), сотрудники могут быть не обучены, экспертизы – не проведены. Тем самым возникает риск наложения штрафных санкций со стороны Ростехнадзора. А 220 000 рублей – сумма явно нелишняя для любого предприятия.