Наталья Ракова
В какую сторону «смотрит» буква?
Как известно,обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. И,если устную речь ребенок усваивает самостоятельно в процессе общения с людьми,то письменной речью он может овладеть только в условиях целенаправленного обучения.
Еще Л. С. Выготский писал,что "место начальному обучению грамоте-в детском саду" ("Избранные психологические исследования", М, изд-во АПН РСФСР, 1956 г.)"У нормально и в нормальных условиях живущего и развивающегося ребенка интерес к графическому слову проявляется не позднее 6-7 лет"(Е. И. Тихеева "Давайте читать" Методическое руководство к букварю,М, ГИЗ, 1930 стр. 5)Таким образом,в "третий критический период развития речевой функции (6-7 лет)" начинается формирование письменной речи (Е. И. Мастюкова 1995).
Только при том условии, что ребенок различает изображения предметов и графических фигур, если у него сформированы пространственные представления и усвоены их словесные обозначения, то с ним можно начинать работу по обучению грамоте — различению букв.
У ребенка должно быть развито "особое зрение на буквы", "мозг человека включает в себя клетки,которые ведают запоминанием и умением использовать буквы (Т. Г. Визель).
Причины нарушений чтения и письма сходны. Литеральная дислексия проявляется в трудности усвоения букв, оптическая — в неумении представлять букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу (Р. Беккер, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев,Р. И. Лалаева). Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме (кафедра логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена).
Таким образом,необходимо с развитием речевых предпосылок чтения сформировать у детей стабильный графический образ буквы (графемы).
Очень часто ребенок затрудняется правильно написать букву и,путая право и лево,переворачивает ее в другую сторону (так называемая "зеркальность").Справиться с этой нелегкой задачей дошкольникам помогут придуманные мной веселые картинки из серии "Путешествия".Это результат поисков и размышлений логопеда-практика,старающегося с помощью занимательных иллюстраций помочь дошкольникам запомнить правильное написание букв и избежать ошибок в пространственном расположении и направленности элементов печатных букв.
Большинство букв "смотрит" вправо. У ряда букв правая и левая стороны одинаковы и потому их нельзя перепутать и "перевернуть". Поэтому внимание детей надо сконцентрировать только на том небольшом количестве букв, которые "смотрят" влево!
Известно, что дети очень впечатлительны и эмоциональны, а вот внимание у них еще недостаточно устойчиво. Дети всегда запоминают лучше то, что их удивило и было им интересно. А что может быть увлекательнее,когда персонажи мультфильмов "учат" и "учатся" вместе с ними! И,если такие плакаты с самого начала обучения будут постоянно перед глазами детей, то сформировать стабильный графический образ буквы будет гораздо легче.
Картина "Кто куда?" разделена по горизонтали на три части:
1)Изображена электричка,локомотив котрой находится слева от вагонов. На вагонах написаны буквы,которые "смотрят" влево: Лл,Чч,Зз,Яя,а,Уу,Ээ. Это основной блок.
2)На центральной части картины изображена дорога, на которой "стоят" буквы:Дд,Жж,Мм,Нн,Оо,Пп,А,Тт,Фф,Хх,Шш.
Эти буквы изображают "провожающих" в путешествие "туристов".
"Перевернуть" и перепутать их написание нельзя.
3)Изображен трейлер,кабина которого находится справа от кузова. На его борту написаны буквы,которые смотрят вправо: Бб,Вв,Гг,Ее,Ее,Ии,Йй,Кк,Рр,Сс,Цц,Щщ,ъ,ы,ь,Юю.
На борту локомотива и кабины трейлера стрелочками указано направление движения.
Сюжет картины "На вокзале": на перроне около электрички стоит Чебурашка с ящиком апельсинов. Рядом развернутый влево "Указатель",на котором расположены сверху вниз буквы: Л,Ч,З,Я,а,У,Э.
А на основании "Указателя" — текст (подсказка):
"Лопоухий Чебурашка,забрав ящик апельсинов,уезжает электричкой".
Эта фраза аналогична той, что облегчает нам запоминание последовательности цветового спектра:"Каждый охотник желает знать,где сидит фазан".
Первая буква каждого слова и есть та, которую следует запомнить!
Необходимо довести до сознания детей все особенности начертания букв. А знакомство с буквами предложенным образом будет и увлекательным, и прочно запоминающимся. Ведь основная задача заключается в том,чтобы дети изначально не допускали ошибок, а не исправляли уже сделанные!
«Детский сад — уютный дом, игры и веселье в нем». Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Фотоотчет Добрый вечер, уважаемые коллеги! Ваши комментарии к моей публикации "Детский сад — это домик для ребят" вдохновили меня продолжить тему.
Дидактическая игра-пособие «Волшебное рисование» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию пособие многоразового использования. Вот, что у меня получилось! Может кому моя идея пригодится.
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
по обучению письму
Для 1 – го класса
Тема: «Обучение письму заглавной буквы Е»
Цель: научить детей писать заглавную букву Е.
— учить анализировать готовый образец написания,
— закреплять умение писать соединения букв.
— воспитывать желание трудиться,
— развивать кисти рук,
— развивать логическое мышление, память.
Введение новых знаний
Повторение ранее изученного
Графический анализ буквы
— Давайте посмотрим, готовы ли вы к уроку, на парте у вас должны лежать пропись и пенал.
— Давайте сядем правильно, спинку держим ровно, она должна касаться стула, ноги ровно.
1. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
К нам приходит в дом.
— С какой буквы начинаются все отгадки?
— Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Е. Откройте прописи на стр……
— Для чего нужна заглавная буква Е?
Давайте поиграем в игру: нужно придумать слова , чтобы они начинались с заглавной буквы Е.
— Послушаем, что за сказочный герой пришел к нам сегодня на урок:
( на доску прикрепляем изображение Емели).
— произнесем слово Емеля
— Как определить ударный слог?
— Определим, сколько слогов в этом слове. Приготовьте ладошки.
— Давайте позовем это слово
— Теперь обратимся к прописи и посмотрим, из каких элементов состоит заглавная буква Е.
(показ элементов под счет на написанной на доске букве Е)
В течение урока напоминаем о правилах посадки
— теперь посмотрим как пишется буква:
1-ый показ учителем на доске с поэтапным объяснением : начинаем писать с середины верхней линии межстрочного пространства. 2) прописываем первый полуовал, ведем закругление влево, после ведем закругление вниз до середины верхней линии рабочей строки , не отрывая руки прописываем второй элемент. 3) ведем закругление влево, доводим до нижней линии рабочей строки и закругляем вправо
2-й показ: в воздухе
3 -й показ: вызов к доске двух учащихся
— работа в прописи
— продолжаем работать в прописи
— Проверка готовности к уроку
— Проверка правильности посадки
— Заглавная буква Е нужна для написания имен, названия городов, рек, озер.
— Егор, Енисей, Елена,
— Этого сказочного героя зовут Емеля.
— Дети произносят слово Емеля
— Чтобы определить ударный слог, нужно позвать это слово
6. Подведение итогов
— Какую букву мы сегодня научились писать?
— Заглавную букву Е
«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»
- Шепель Анна МихайловнаНаписать 2560 29.05.2014
Номер материала: 116071052918
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".
Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!
- 29.05.2014 460
- 29.05.2014 1216
- 29.05.2014 1521
- 29.05.2014 405
- 29.05.2014 553
- 29.05.2014 777
- 29.05.2014 2926
Не нашли то что искали?
«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Отвечает Есения Павлоцки, лингвист-морфолог, эксперт института филологии, массовой информации и психологии Новосибирского государственного педагогического университета.
Начать следует с того, что у буквы ё в языке особый статус знака, строгая обязательность употребления которого ограничивается. Ни одна другая буква нашего алфавита не пользуется такой «привилегией». Трудно представить, чтобы мы могли писать или не писать а, т или у, если нам так захочется. Но вот перед вами слово еж — то же, что и ёж. Получается такая «стереокартинка»: еж — ёж, и в нашем сознании это одно и то же слово.
У многих возникает вопрос: если нет разницы, если употребление буквы не является обязательным, то зачем вообще нужен такой знак? Кому потребовалось его ввести и зачем?
Итак, по порядку. В понимании языка как системы очень поможет отношение к нему как к историческому явлению. Когда мы читаем учебник по истории России, нас уносят в прошлое захватывающие истории ожесточенных боев и великих свершений. Но поверьте, что учебник по грамматике древнерусского языка знает истории ничуть не менее захватывающие, чем Ледовое побоище, битва на Курской дуге и распад СССР. Чего стоят первая, вторая и третья палатализации, развитие межслогового сингармонизма и великое падение редуцированных. Если вы познакомитесь с историей языка, вам уже никогда не случится думать, что кто-то насильно меняет, портит его, что-то в него вводит, что-то из него выводит, и всё в угоду каким-то нехорошим людям, чтобы запутать всех остальных хороших людей.
Появление знака ё стало результатом глобальной трансформации в древнерусском языке — перехода в (переход звука [э] в звук [о]). Подробнее об этом процессе можно прочитать в любом учебнике по исторической грамматике. (Очень подробно о предпосылках и самом явлении пишет В.В. Колесов.) Чаще всего для понимания приводят такой пример: до перехода в слово мёд произносили как [м´эд], а после стали произносить так, как мы слышим его сегодня — [м´од]. (Знак в транскрипции указывает на мягкость согласного.) Итак, фонетическое явление сформировалось, а выражения для него не было, но появление специального знака, конечно, было неизбежно. В XVIII веке для этой цели появляется сочетание io — мiод, однако ему не суждено было прижиться, как и другим вариантам — о, ьо, їô, ió, ио.
Но ё за всю свою историю была неугодна не только этим. Ее распространение в XVIII – XIX веках было заблокировано отношением к произношению с ё как к неблагородному, мещанскому. Произношение с е вместо ё считалось чем-то вроде нашего звони´т вместо зво´нит — подчеркивало принадлежность к одобряемой группе носителей языка. Произношение с ё считалось простонародным, очерняющим язык. Президент Академии Российской А. С. Шишков писал, что писать «звёзды» вместо «звѣзда» — совершенная порча языка.
Существует мнение (и вы сами можете проверить его справедливость), что текст с ё читается намного труднее, чем тот же текст с е. Возможно, из-за факультативности употребления этой буквы и ее неоднозначного статуса мы так и не смогли как следует привыкнуть к ее виду и возвращаемся к ней не только при написании — рукой, но и при чтении — глазами, как бы «запинаясь».
Ну и, в конце концов, ё даже отказывают в том, чтобы быть полноценной буквой. Так, А.А. Реформатский пишет, что существует только специальный значок умлаут (две точки) над буквой е, который является возможностью избежать разночтений — но никак не самостоятельная буква ё.
Итак, мы уже выяснили, что путь у ё сложный, судьба незавидная. Осталось понять главное: есть ли случаи, когда нормой установлена ее обязательность. Да, такие случаи есть.
Во-первых, ё обязательна в особых текстах: буквари, школьные учебники для носителей русского языка и иностранцев, а также словари. Она необходима для изучения языка.
Во-вторых, ё обязательна для указания верного произношения в случаях, когда слово новое, малоизвестное или наоборот — характеризуется распространенным ошибочным произношением, как слова *осу´жденный, *новоро´жденный. Буква ё, которая, как правило, указывает на место ударения, помогает указать и на норму — осуждённый, новорождённый.
И в-третьих, согласитесь, есть разница между тем передо´хнем мы, или все-таки передохнём. В ряде случаев ё несет смыслоразличительную функцию — все и всё, совершенный и совершённый.
Также ё обязательна в именах собственных.
Во всех остальных случаях употребление ё факультативно и определяется выбором автора текста.