Административное право примеры из жизни

Административное право примеры из жизни

За нарушения закона в РФ предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность. Разграничение видов ответственности происходит по тяжести наступивших последствий и характеру общественной опасности. В этой статье рассмотрим, по каким признакам определяется административное правонарушение, и какие последствия влечет совершение проступка.

Что это такое

Правовое определение административного правонарушения раскрыто в ст. 2.1 КоАП РФ, оно характеризуется следующими признаками:

  • совершение противоправных действий или бездействия;
  • наличие вины в совершении проступка;
  • ответственность за допущенное нарушение закона должна быть предусмотрена статьями Особенной части КоАП РФ.

Противоправность поведения может заключаться в нарушении, несоблюдении или игнорировании законодательных норм, подзаконных актов, ведомственных приказов и инструкций, условий разрешительных документов.

Выявление правонарушений происходит в результате деятельности уполномоченных служб и ведомств, либо по заявлениям граждан или юридических лиц. Например, на составление процессуальных протоколов о нарушении правил дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а назначение санкций за проступок может входить в компетенцию суда.

Виды и примеры правонарушений

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

  • проступки, связанные с нарушением прав граждан (глава 5 КоАП РФ) – различные нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового законодательства, дискриминация и т.д.;
  • проступки в сфере охраны собственности – нарушения правил пользования жильем, мелкие хищения, проступки в сфере государственной и муниципальной закупочной деятельности, и т.д.;
  • правонарушения на транспорте;
  • проступки в сфере безопасности дорожного движения;
  • нарушения налогового законодательства;
  • иные группы проступков, зафиксированные в Особенной части РФ.

Для каждого состава правонарушений закон предусматривает перечень обязательных признаков. В него входят:

  • объект проступка – тип общественных отношений или сфера законодательства (например, безопасность дорожного движения);
  • объективная сторона – перечень конкретных действий иди бездействия, которые зафиксированы в рамках административного дела;
  • общий или специальный субъект – гражданин, иностранец, должностное лицо, предприятия и т.д.;
  • субъективная сторона – форма вины в противоправном поведении субъекта (умысел, неосторожность и т.д.).

Помимо этого, в отдельных статьях КоАП РФ могут устанавливаться перечень квалифицирующих признаков. Такие обстоятельства повышают общественную опасность проступка и, соответственно, влекут ужесточение наказания. Типичным примером таких признаков будет являться размер причиненного ущерба, состояние опьянения в момент нарушения, и т.д.

Процедура выявления и наказания

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Составление протокола может происходить непосредственно на месте обнаружения проступка, либо значительно позже. Нужно учитывать, что законом установлены предельные сроки привлечения к ответственности (два месяца, три месяца, один год и т.д.). Этот срок начинает течь с момента совершения проступка, поэтому факт длительного или несвоевременного обнаружения нарушений может привести к освобождению от наказания.

Санкции за совершение проступка назначаются по следующим правилам:

  • наказание может быть назначено только путем вынесения постановления;
  • в КоАП РФ приведен перечень должностных лиц и ведомств, уполномоченных на рассмотрение дел и вынесение постановлений;
  • в каждой статье Особенной части КоАП РФ зафиксирован полный перечень мер воздействия, которые можно применять за совершение правонарушения.
Читайте также:  Объединить кухню и комнату с газовой плитой

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

Если потенциальный нарушитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, такое заочное постановление будет являться законным. Законность уведомления подтверждается фактом направления судебной повестки, либо иного аналогичного документа.

На практике, такой порядок порождает ситуации, когда граждане или юридические лица могут не знать о назначенном наказании, пока не столкнутся с принудительным взысканием штрафа или исполнением иной санкции. Например, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью камер видеофиксации, сотрудники ГИБДД могут выносить постановление в заочном режиме, после чего документ будет направлен нарушителю. Узнать о наличии административных дел или характере назначенных санкций можно следующими способами:

  • через картотеку судебных дел – по номеру постановления о назначении наказания, по номеру дела, назначенному к рассмотрению, по личным данным нарушителя;
  • через базу данных ФССП – если штраф или иная мера воздействия вступили в силу, а постановление передано на принудительное исполнение приставам;
  • путем запроса в уполномоченные ведомства – например, для уточнения информации о штрафах за нарушение ПДД соответствующий запрос можно направить в территориальные органы ГИБДД,

Наиболее серьезной санкцией по КоАП РФ является арест, который заключается в ограничении свободы на срок до 15 или 30 суток.

Последствия административного правонарушения

Санкции и последствия за проступок по КоАП РФ существенно мягче, чем судимость по нормам УК РФ. Большинство видов наказания за административное правонарушение можно исполнить в добровольном порядке (например, уплатить штраф в пределах 60 дней после его назначения). Кроме того, суд, или иной уполномоченный орган, может назначать санкцию по низшему пределу, если это предусмотрено статьей Особенной части КоАП РФ.

Малозначительное правонарушение позволяет обойтись устным замечанием или предупреждением. В этом случае виновному лицу не придется платить даже незначительный штраф.

Правовые проступки (деликты) административного характера являются наиболее распространёнными в среде правонарушений. Дабы начать разбираться в данном вопросе, необходимо определиться с самим термином, а также с тем, какие проступки являются административно наказуемыми.

Что же это такое — административное правонарушение

Под понятием «административное правонарушение» подразумеваются противоправные действия или же бездействие физических или юридических лиц, которые предусматривают ответственность административного характера согласно кодексу об административных правонарушениях.

Административное право из всего диапазона мероприятий по принуждению такого профиля (досмотр, изъятие, задержание) влечёт за собой наступление ответственности лишь после назначения наказания. Поэтому под этим понятием можно также понимать приведение в действие санкций административно-правового характера, которые применяет уполномоченный орган или лицо по отношению к физическим или юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Читайте также:  Норматив накопления твердых коммунальных отходов

Особенности административной ответственности

Применение таких санкций за соответствующие проступки имеет ряд отличительных черт. К ним относятся:

  • Данный вид ответственности подразумевается лишь за правонарушения административного характера. Объектом административного права являются отношения в государственном управлении, а также иные виды. Сюда можно отнести правонарушения в налоговой, таможенной сфере, вопросы защиты собственности, охраны прав граждан, природы и окружающей среды, торговли и т. д.
  • Использование административного права в качестве взыскания за совершение этого особого вида проступка. Они являются не столь опасными, как уголовные правонарушения, но случаются в разы чаще. Особенность заключается не в характере и составе проступка, а в их частоте совершения.
  • Отличается также тем, что состав правонарушения является субъектным. Это значит, что в качестве субъектов могут выступать также юридические лица, представленные различными предприятиями и организациями.
  • Административная ответственность является воздействием, которое осуществляет уполномоченный орган власти на гражданина, который совершил проступок. Его предназначение – воспитать в виновном уважение закона и порядка, а также в предохранении от повторения противоправных действий как лицами, которые ранее привлекались, а также другими лицами.
  • Различные нарушения норм административно-правового характера подразумевают другие пути ответственности за них. Согласно пункту «К» части один, статьи семьдесят два Конституции Российской Федерации законодательство административного и административно-правового характера, так же как и административная ответственность, подвергаются контролю государства и его субъектов. Согласно статье 1.1 КоАП она характеризована множеством органов государственного управления, которые уполномочены к её установлению. Сюда относятся законодательные органы.

Составление протокола административного правонарушения

Административное правонарушение – примеры

К разновидностям противоправных действий или бездействия относятся следующие виды:

  • Посягающие на гражданские права: препятствование ознакомления с избирательными списками, участников референдума; ведение агитации в период запрета во время проведения предвыборной кампании; попытка подкупа избирателей. Сюда также относятся различные нарушения в области свободы совести, вероисповедания; нарушения условий труда; увольнение персонала на основе забастовки или трудового спора; ненадлежащее содержание и воспитание родителями несовершеннолетнего ребенка; препятствование к предоставлению информации.
  • Посягающие на состояние здоровья и санитарно-эпидемиологический уровень населения, нравственность в обществе: сокрытие источника ВИЧ-инфекции, венерических болезней; незаконная частная медицинская практика и народная медицина; нарушение санитарных требований к питьевой воде, общественного питания; приём наркотических и психотропных лекарственных средств при отсутствии рецепта врача; привлечение несовершеннолетних к употреблению алкоголя и наркотиков.
  • Посягающие на охрану собственности: к случаям, что являются примером административного правонарушения, относится самовольное занятие участка земли, участка леса или водного объекта, ведение на них несогласованной деятельности; нарушение авторского права; несогласованное подключение к источникам газа, тепло- и электроэнергии, их незаконное использование; повреждение или уничтожение частной собственности; хищение в мелких размерах; нарушение требований касательно сохранения и использования памятников истории и культуры, и т. д.
  • Посягающие на охрану окружающей среды и использования природных ресурсов: порча земельных ресурсов; препятствование к получению доступа к информации об экологическом состоянии; нарушение правил по охране водных объектов, атмосферного воздуха. Также сюда можно отнести различные нарушения касательно правил использования водных, земельных и лесных ресурсов; уничтожение ареалов обитания животных; пренебрежение правилами пожарной безопасности в лесополосе; несогласованная вырубка или выкапывание деревьев, кустов и лиан и т. д.
  • Касательно промышленности, энергетики и строительства: пренебрежение промышленной безопасностью, требованиями нормативной документации касательно возведения сооружений; повреждения электросетей, теплосетей, трубопроводов; нарушение требований по хранению ядерной энергии, а также радиоактивных отходов;
  • Посягающие на сельское хозяйство, ветеринарию и мелиорацию земельных ресурсов: нарушение требований по уничтожению возбудителей болезней растений, растительных вредителей, сорняков. Также сюда можно отнести пренебрежение требованиями по соблюдению надлежащей охраны посевных культур, сохранности и переработки растительного сырья, содержащего наркотические вещества. Кроме того, нарушение карантинных мер содержания больных животных; сокрытие информации о внезапном массовом инфицировании животных; нарушения требований использования гидротехнических и мелиоративных сооружений, и т. д.
  • Касательно правил дорожного движения: использование транспортного средства, незарегистрированного в установленном законодательством порядке; управление транспортным средством с нарушениями закрепления на нём госномеров; отсутствие во время езды необходимых документов; пренебрежение во время использования автомобиля неисправностями, наличие которых запрещает его эксплуатацию; управление автомобилем лицом, не имеющим водительского удостоверения; использование транспортного средства гражданином, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или передача управления лицу, пребывающему в опьянении; пренебрежение требованиями дорожных знаков и разметки.
Читайте также:  Стоит ли выходить замуж за таджика

Езда в состоянии опьянения – административный проступок

Обратите внимание!Кроме того, административная ответственность распространяется на нарушение правил перевозки людей и грузов; превышение скоростного режима; пренебрежение требованиями сотрудников ГИБДД об остановке и т.д.

Меры по повторному административному правонарушению

Ответственность за повторность правонарушения административного характера в определенный временной промежуток регламентирует статья 4.3 кодекса об административных правонарушениях. Данные рамки подразумевают, что гражданин всё еще подвержен наказанию. Статья 4.6 предписывает сроки, при которых лицо несёт ответственность за правонарушение – один год с начала действия наказания.

В эту категорию относятся так называемые длящиеся проступки. Наказание за них бывают следующими:

  • Лишение различных прав, например, использования транспортного средства.
  • Арест.
  • Приостановка деятельности.

К единовременным мерам взыскания относятся разнообразные предупреждения, штрафы и конфискации.

Общественные работы как один из видов ответственности

Важно! Повторность является отягощающим обстоятельством, которое предусматривает более жёсткое наказание, нежели при совершении однократного административного правонарушения. Специфичность ситуации заключается в применении тех видов ответственности, которые не могут применяться в первом случае.

Штраф как вид административного взыскания

Административные деликты не являются столь жёсткими в контексте наказания, нежели уголовные. Но их совершение накладывает не самый лучший отпечаток на репутацию каждого гражданина. Поэтому необходимо максимально придерживаться действующего законодательства, дабы не омрачить себя проблемами с правоохранительными органами.

Ответ

Проверено экспертом

Административное право – сфера права, которая регулирует управленческую деятельность, исполнение публичных функций, и прочие отношения, которые возникают в государственном управлении.

Пример:
ч. 1 ст. 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" – любые обращения в государственные органы должны быть рассмотрены.

ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" – организатором митинга может быть один/несколько человек, партии, организации.

п. 3 ст. 18 Федерального закона "О судебных приставах" – запрет на использование огнестрельного оружия в некоторых случаях.

Указ Президента номер 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" – те, кто замещает на государственной должности, должны действовать согласно указам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector